В обработке участвуют только анкеты региональных посетителей, без учета Москвы и Московской области. Вашему вниманию предлагаются результаты опроса, касающиеся состояния регионального рынка саун и бань в 2014 году.
Наиболее типичные объекты
В 2014 году, как и в прошлом, наблюдается преобладание частных бань и саун над общественными, с еще большим отрывом, который, похоже, прекратил тенденцию к сокращению. Так, общественных в этом году меньше на 7,4%. При этом, согласно результату анкетирования, наблюдается сохранение лидерства у русских бань, с большим отрывом от 2-го места – финских саун. Все показатели очень близки к прошлогодним. Турецкие бани, как и ранее, занимают 3-е место, прибавив 0,5%, по сравнению с прошлым годом. Интерес к ним по-прежнему сохраняется. Японские бани офуро, ИК-кабины и другие виды составляют менее 5% рынка. Стоит отметить, что «возрождение» активного интереса именно к русской бане было отмечено этой зимой многими, в том числе непрофильными изданиями или телевизионными программами, которые, в том числе, подстегивали спрос на услуги банных комплексов.
Многие, очень чувствительные к цене, потенциальные клиенты из-за увеличения стоимости посещения были вынуждены отказаться от таковых услуг, другие же – выбрали путь строительства собственной парной как более оправдывающей себя. Есть и другой нюанс развития банного рынка: многие аналитики отмечают, что типовые общественные бани в большинстве своем на данный момент фактически убыточны и мало востребованы. Некоторые приходится закрывать, другие – не выходит поддерживать в должном состоянии для увеличиваемого при этом уровня цен. Это также объясняет готовность людей вкладывать в личные банные постройки, поскольку отсутствие альтернатив или не устраивающие варианты в наличии на данный момент стало уже гораздо важнее, чем личная привязанность или приверженность к какому-либо конкретному месту. Рост же числа турецких бань объясняется в большей степени тем, что современные банно-оздоровительные комплексы, предлагающие многочисленные услуги оздоровительного характера, практически все оснащаются именно таким типом парных (как по отдельности, так и в сочетании с другими). При этом стоит отметить, что во многих случаях имеются в виду просто паровые комнаты, а не полноценные хаммамы.
Конструкция саун
Наиболее популярная конструкция саун, как и в прошлых годах, – обивка по месту, доля которой, правда, опять уменьшилась почти на 10%. Сборная из бруса, осталась на 2-м месте, прибавив еще 1,6%, показатель же сборно-щитовой конструкции остался на прежнем уровне. В графе «другой тип» указывали бревенчатые бани и бани из досок, и этот показатель в этом году прибавил 7,5%. Наиболее распространенный материал для отделки саун, как и ранее, – липа, которая прекратила тенденцию к сокращению и наоборот прибавила 7,8%. А вот осина, потеснившая в том году со 2-го места абаши, сейчас напротив потеряла 18,1%. Тем самым откатившись аж на 4-е место. Сосна в этом году сохранила свои показатели. Ель и другие материалы, такие как ольха, лиственница, береза, составляют совсем небольшую часть. Их показатели изменились не сильно.
Стоит отметить, что судя по опросам немалую долю в таком положении дел играет позиция непосредственно застройщиков, предлагающих материалы, да и частных лиц, работающих самостоятельно. Как известно, осина гораздо хуже поддается обработке, а хвойные породы слишком активно выделяют смолу. И, как нам стало известно, некоторые компании даже за дополнительную плату очень часто просто категорически отказываются брать такие бани в проект, таким образом статистически увеличивая «вес» других вариантов отделки. Во многих случаях как альтернатива предлагаются более дорогостоящие, но при этом удобные и долговечные материалы. В том числе повлияло это на то, что материалы, как абаши и канадский кедр (а именно это самые дорогие материалы) в этом году хорошо укрепили позиции. Так абаши – плюс 8,3%, а канадский кедр – плюс 4,7%, что вернуло материалы на уровень позапрошлого года. Однако нельзя говорить о какой-либо недобросовестности строителей и «вынуждении» приобретения – ведь предлагаемые материалы действительно являются отличными вложениями. И дело не только в нежелании или невозможности работать с данными вариантами отделки, но и в том, что для приведения их в полноценно используемый «формат» требуются различные «процедуры», которые не только занимают время, но и увеличивают себестоимость материала – зачастую практически вдвое. Поэтому поиск выгоды и удобства в работе не может не сказываться на показателях и данных по материалам. В данном случае клиент или частный застройщик поддерживают желание создавать потенциально более долговечный и интересный проект, несмотря на то, что первоначальные затраты будут при этом несколько выше.