С помощью специально разработнной анкеты, распространяемой на Aqua-Therm и Mosbuild, журнал «БАНБАС» получает статистические данные о состоянии регионального рынка, из первых рук. Не стали исключением и прошедшие недавно мероприятия. В обработке традиционно участвовали только анкеты региональных посетителей, без учета Москвы и Московской области. Предлагаем вашему вниманию результаты очередного опроса, выявившего тенденции 2014 года.
Объемы выполненных работ
Статистика ответов, отражающая распределение объема выполненных работ в 2014 году, довольно существенно отличается от прошлогодней. Изменения произошли среди фирм, построивших менее 5 бассейнов – их доля уменьшилась более чем вдвое. Количество построивших от 11 до 20 бассейнов выросло на 11,4 %. Также сильно увеличилась доля фирм с бассейнами от 41 до 80, прибавив более 11%, выйдя на уровень позапрошлого года. Доля фирм с количеством от 5 до 10 – минус 4,4%, от 21 до 40 – минус 11%, более 80 бассейнов в год – плюс почти 4%, с 2,3% до 6,2%. В целом, как и в прошлом году общая доля средних компаний занимает половину рынка и более. Данные цифры являются довольно показательными для состояния практически любого рынка на сегодняшний день. Мелкие игроки или «отваливаются», или перепрофилируются, или поглощаются и сливаются с другими подобными компаниями. Именно поэтому доля компаний, которые раньше вполне могли существовать, выполняя несколько проектов, значительно уменьшилась – такая деятельность на данный момент стала абсолютно нерентабельной. Причем в этом контексте проблемной стала и работа крупных компаний, которые ранее могли выполнять не более 5 очень крупных и объемных объектов.
Типы бассейнов
Показатели деления бассейнов на внутренние и наружные, а также частные и общественные, близки ко всем прошлогодним. Преобладание внутренних и частных бассейнов по-прежнему является явным, причем с большим отрывом. Но надо заметить, что внутренние в этом году потеряли более 10%, а частные – чуть меньше 10%. Подобный прирост количества наружных водоемов может быть отчасти связан с присоединением новых территорий, относящихся к южным регионам и соответственно большей возможности к строительству уличных бассейнов, нежели в других климатических условиях.
Дополнительное оборудование бассейнов
Ответы на вопрос касательно установки дополнительного оборудования показали небольшие отличия от прошлогодних данных: количество покрытий, упав в прошлом году до 15,6%, в этом году осталось приблизительно на том же уровне; доля UV/озонаторов, прибавив более 11% в прошлом году, также сохранила свою позицию; электролизеры снова потеряли несколько процентов с 4,2% до 2,7%; станции дозации прибавили около 6%. Популярные аэромассажные системы остались на прежнем уровне, водопады в этом году несколько сдали свои позиции, потеряв 4,1%. Горки и трамплины также удержались на прошлогоднем уровне – минус всего 0,5%. Противотоки остались на лидерских позициях, даже потеряв 9,1% от прошлого года. Сохранение уровня показателя UV/озонаторы может говорить о популяризации данного метода водоподготовки совместно с традиционным методом – хлорированием. Что же касается всех остальных аттракционов, дополнений, различных вспомогательных опций, то сохранение или перераспределение позиций говорит, по большому счету, лишь о том, что покупатели стали более тщательно выбирать, на что и как дополнительно следует тратить. Очень многие приобретали фактически только «базовую комплектацию», отказываясь от каких-либо дополнений. Другие ориентировались на то, что предлагали застройщики в комплексе, так сказать в общей цене, а не на то, что могли или хотели приобрести отдельно. Некоторые виды опций получили некоторые «привесы» или наоборот падения на основании значительного повышения цен на ряд товаров и комплектующих и попытках пользователей найти более бюджетный аналог.
Тип конструкции чаши
Наиболее часто используемый тип конструкции чаши бассейна, как и в прошлые годы, бетонная или кирпичная чаша – около 65% – все же потеряла немного по сравнению с прошлыми годами. В этом году мы видим увеличение количества сборных надземных бассейнов на 3%. Более 5% прибавили и сборные вкопанные. По большому счету такой несущественный перевес не может считаться значимым в каких-либо прогнозах, но в целом в основном связан исключительно с финансовыми возможностями. А вот другой тип (композитные бассейны) уменьшил свою долю – хоть и лишь немного (на 3,2%), но это вернуло их к показателю позапрошлого года. Также встречались ответы «нержавеющая сталь» – но их доля крайне мала. Несмотря на то, что популярность данного вида бассейнов растет, стоит все же оговориться, что большинство проектов выполняется в столичном регионе. В других же превалируют более «классические» варианты. Несмотря на то, что огромное количество семинаров и мероприятий предлагает различные аспекты технологий, оборудования и строительства, немалое число региональных компаний не готовы с ними работать, доверяя уже зарекомендовавшим себя привычным вариантам. Что же касается покупателей, кому-то из них просто не хватает альтернативных предложений, кто-то же также действует по числу рекомендаций и успешно завершенных проектов, а также достоверных данных о том, что, например, бетон действительно прослужит многие годы (перед глазами есть много примеров) – но про другие материалы такое сказать не всегда получается (часто лишь по причине отсутствия обширных портфолио).
Предпочтения по отделке бассейнов
Анализ выборки предпочтений по отделке бассейнов выявил, что мозаика, сохранив тенденцию к падению и потеряв почти 5%, уступила лидерство занимающей ранее 2-е место пленке ПВХ, которая, прибавив 6,9%, вышла соответственно на 1-ю позицию. Это в принципе и не удивительно, учитывая желание многих получить бассейн не как элемент роскоши или дизайна, а как хоть и вариант вложений, но относительно бюджетный. Таким образом, на различных «мелочах» потенциальные покупатели старались сэкономить, разница же между этими вариантами отделок последнее время стала довольно существенной. Керамическая плитка осталась на 3-ем месте, практически с тем же показателем. Подобная стабильность в данном контексте на руку производителям, поскольку фактически при увеличении цен спрос на материал не упал. Количества готовых чаш уменьшилось на 3,6%. Полипропиленовые листы без особых изменений – минус 0,4%, готовый чехол ПВХ – снова минус 0,8%.
Типичные размеры внутренних бассейнов
Соотношение наиболее типичных размеров внутренних бассейнов также претерпело некоторые изменения. Так, количество самых маленьких бассейнов еще уменьшилось с 8% до 4,6%. На первом месте в этом году остались бассейны 3х5-6м, прибавив 8,1%. Общая доля небольших бассейнов увеличилась почти на 5%. Общая доля средних бассейнов составляет около 50%, наиболее крупных бассейнов – около 15%. В некотором роде произошла «стандартизация» выбора – именно такие варианты пользуются популярностью, позволяют давать различные скидки, выбирать большой спектр различного оборудования и, соответственно, искать различные альтернативы под бюджет.
Соотношение типичных размеров внешних бассейнов достаточно сильно изменилось. Самые маленькие бассейны размером 2-4х4-6м в общей сложности еще более сократились по сравнению с прошлым годом, потеряв более 7%. Доля больших бассейнов, напротив, увеличилась. Как всегда лидеры в этом исследовании, бассейны средних размеров, их общая доля более 50%. Небольшой разброс в долях совсем небольших и довольно крупных водоемов мы связываем все с теми же кризисными настроениями. Для большинства покупателей приобретение бассейнов все же связано со значительными инвестициями, и в восприятии большинства частных и коммерческих пользователей водоемами есть аспект «уж если тратить – то тратить». Именно поэтому совсем скромные размеры бассейнов перестали интересовать покупателей, нацеленных на обустройство своей недвижимости, поскольку они предпочитали более крупные размеры. Те же, кто сомневались, стоит ли вообще затевать обустройство личным водоемом и в этой связи думали о небольших чашах, также могли перестать интересоваться такой покупкой вообще, что еще больше снижало долю водоемов небольшого размера. Если же говорить о габаритах, касающихся глубины, то этот опрос показал, как и в предыдущих годах, что предпочтение отдавалось бассейнам глубиной 1,5 и менее метров, как во внутренних так и в наружных – именно эти бассейны сохранили лидерство, доля их составляет более 50% в обоих случаях.
Чего ждать в будущем
Надо отметить, что эксперты в связи с особенностями нынешней экномической ситуации отмечают не просто перераспределение потоков покупателей среди классов и сегментов продукции (от более высоких к более бюджетным), но и достаточно явное усиление внутренних туристических потоков, а значит и переориентацию региональных отелей и развлекательных (либо рекреационных) комплексов на гостей из столицы и регионов. Компании не боятся инвестировать в гостиничный или рекреационный бизнес, так как вложения в объекты гостеприимства показывают свою перспективность. Кроме того, для некоторых видов бизнеса предложено снижение налоговой нагрузки. Такие шаги государства относительно предпринимательства могут повлиять в дальнейшем на рост количества бассейнов различных форматов и предназначений в регионах, особенно в связи с тем, что привлечение гостей в регионы не прекращается (к тому же, на очереди еще такие крупные события, как Чемпионат по водным видам спорта, а также проведение чемпионата мира по футболу).
В целом стоит сказать, что, конечно же, на рынок сильно повлияла общая ситуация в стране, а также значительное повышение цен и различных тарифов. Ожидаемое снижение загрузки различных гостиниц, аквацентров или рекреационных курортов при этом все же не столь масштабно, как того опасались. Несмотря на естественный в кризисных условиях спад как туристической, а значит связанной с ней коммерческой строительной, так и частной активности, рынок акватики по-прежнему остается привлекательным для развития бизнеса. Плюс стоит отметить, что по мнению ведущих аналитиков, слабеющий рубль открывает широкие возможности, к примеру, для внутреннего и въездного туризма, а значит важно значительно развивать сервис гостеприимства и развлечений, и строительство различных оздоровительных центров, а также спа-зон всегда с этим сопряжено. Безусловно, выиграют те, кто сможет вложиться в бассейновые или банные проекты с ориентацией на долгосрочную перспективу, а также предложить своим клиентам не только выгодные, но и интересные продукты и технологии.