Российский рынок котлов отопления

28.05.2021
Перспективы развития и основные точки роста.
В наше время существует целое множество способов получения тепла. Мировая практика показывает, что системы отопления востребованы, когда температура наружного воздуха держится ниже +10°C. Если период с такими условиями непродолжительный (до месяца), то преобладают такие решения, как камины, электроконвекторы, портативные газовые и жидкотопливные нагреватели, кондиционеры, работающие на тепло, и прочие решения. В регионах, где большую часть зимы температура ниже +10°C, широко применяются системы водяного отопления.

Тип используемой системы зависит от стоимости энергоресурсов и наличия постоянного доступа к ним. В регионах с дешевым газом источником тепла является газовый котел, в регионах с недорогой электроэнергией (в Иркутске, например) – электрокотлы, в угледобывающих регионах (Красноярский край, Кемеровская область) – угольные котлы. На Дальнем Востоке доступ к магистральному газу за редким исключением отсутствует, поэтому особой популярностью пользуются дизельные котлы. Уровень проникновения магистрального газа в России является довольно высоким и ежегодно увеличивается, поэтому наибольшее применение находят именно газовые котлы.

Практически вся территория России находится в зоне отрицательной зимней изотермы, поэтому неудивительно, что водяные системы, в которых горячая вода вырабатывается теплогенератором (котлом), являются доминирующим решением для отопления зданий. В данной статье мы рассмотрим оборудование, устанавливаемое в индивидуальных и муниципальных либо коммерческих котельных.

Динамика продаж котлов отопления, выраженная в суммарной мощности, в целом напоминает динамику продаж радиаторов отопления и теплых полов, являющихся основными потребителями вырабатываемого тепла. Неудивительно и то, что по общей мощности продажи котлов более чем вдвое превосходят продажи радиаторов: данный запас по мощности необходим для горячего водоснабжения.

До настоящего времени рынок динамично рос и быстро восстанавливался после экономических кризисов 2008 и 2014 годов. Этому способствовали три ключевых момента:

    Ввод жилой недвижимости ежегодно увеличивался вплоть до 2015 года, стабилизировавшись в дальнейшем около отметки 80 млн м2 в год.

    С середины нулевых наблюдался рост реально располагаемых доходов населения, подталкивающий в том числе к обновлению инженерного оборудования своих домов; процесс реноваций и ремонтов ускорился в начале 2010-х годов после того, как «бюджетникам» серьезно подняли зарплаты, и данная категория граждан, прежде сильно ограниченная в возможности сделать ремонт своих домов и квартир, а также не имевшая средств на переоборудование летних дач в полноценное жилье для круглогодичного пользования, стала основным локомотивом потребления.

    В начале 2000-х годов мы имели дело с очень старым парком оборудования: если в конце 1980-х – начале 1990-х котлы менялись четко по графику, то в 1990-е годы средств для своевременной замены оборудования в стране не было, и срок службы оборудования многократно продлевался. Котлы бесконечно ремонтировали, переводили из отопительных в водонагревающие. При расчетном сроке службы в 20 лет, некоторые промышленные котлы отработали по 35 – 40 лет. К 2013 – 2014 годам средний срок службы промышленного котла пришел к своим расчетным значениям в 20–25 лет, при этом около 40% парка – это новые котлы младше десяти лет.

В последние несколько лет объемы продаж котельного оборудования стабилизировались. После бурного развития рынка вплоть до 2014 года, казалось бы, все возможности для ускоренного роста оказались исчерпаны – парк оборудования довольно свеж и нет необходимости форсировать замену изношенных котлов, проработавших существенно больше нормативного срока жизни. Но на самом деле в будущем нас ждет еще одна волна обновления, и это будущее наступает уже сегодня.

Как же менялась структура рынка котлов отопления за последние 15 лет?

За прошедшие 15 лет на рынке практически с нуля сформировались два относительно новых сегмента  – это электрические и настенные газовые котлы. Общая мощность напольных агрегатов, реализованных в 2020 году, осталась на уровне 15-летней давности, чего нельзя сказать о настенных и электрических – их ежегодные продажи выросли за это время более чем в четыре раза. И для прогнозирования будущего развития рынка важно понимать один принципиальный момент: подавляющая часть этого оборудования была установлена на объектах нового строительства, и б?льшая часть из этих котлов пока находится во вполне работоспособном состоянии.

Но оборудование не вечно, и рано или поздно его приходится менять. В ходе эксплуатации любое оборудование подвергается локальному ремонту даже при качественном техническом обслуживании, но в определенный момент потребитель оказывается перед выбором между целесообразностью дорогого ремонта и заменой оборудования. Можно рассмотреть данную ситуацию на примере настенных газовых котлов.

Средний срок службы «настенников» образца середины 2000-х годов составляет примерно 15 лет, поэтому их замена только-только начинает активизироваться. Со временем производители вносили изменения в оборудование, часть комплектующих удешевлялась, оборудование премиального класса уступало лидирующие позиции производителям из среднего и нижнего ценового сегмента… определенным образом это оказывает влияние на постепенное сокращение среднего срока службы настенного газового котла. Все это учитывалось при моделировании нормального распределения количества поломок. Получается, что в будущем продажа оборудования на замену будет расти теми же темпами, что и продажи в новые объекты 10–15 лет назад (а в то время продажи увеличивались на 40–50% за год).

И это будет очень хорошим подспорьем для продаж в новое строительство, чей вклад в общую динамику будет постепенно ослабевать.

По большинству сегментов рынка инженерного климатического оборудования Россия уже прошла этап первичного насыщения. Продажи большей части оборудования уже не скачут на десятки процентов в год. Если первоначально динамика продаж предопределялась динамикой нового строительства и динамикой доходов населения, то сегодня эта взаимосвязь сильно ослабла. Рынки в большинстве своем сформированы, и возможности дальнейшего роста во многом заложены именно в замене оборудования. Это открывает большие перспективы по качественному улучшению взаимодействия между производителями и пользователями, ведь если первый котел часто закупался компанией-застройщиком либо по чьей-то рекомендации, то в случае замены принимается уже более рациональное и взвешенное решение в пользу того или иного оборудования на основе приобретенного опыта эксплуатации.

Фокус производителей также постепенно будет смещаться в пользу коммуникации с конечными пользователями, ведь одно дело продать тысячу котлов по тендеру одному застройщику, и совершенно иное  – продать ту же тысячу котлов тысяче конечных пользователей, здесь потребуются несколько иные аргументы. Большой рынок замены предопределяет то, что качество сервиса и коммуникации с конечными пользователями в будущем будут расти и развиваться соответствующими темпами.

Источник:  c-o-k.ru

читайте также:

  • Предприятие Viessmann в Липецке: локализация на 100

    Предприятие Viessmann в Липецке: локализация на 100 03.05.2023

    В начале 2023 года предприятие вышло на уровень локализации в 98%. На сегодняшний день локализовано более 200 совершенно разных по своим свойствам и техническим характеристикам материал...
  • «ЭкваТэк 2023»: регистрация открыта

    «ЭкваТэк 2023»: регистрация открыта 10.04.2023

    12 – 14 сентября 2023 в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 2), состоится главное водное событие года – международная выставка и форум «ЭкваТэк», где посетители смогут лично встретит...
  • Aquatherm Moscow 2023 в цифрах и фактах

    Aquatherm Moscow 2023 в цифрах и фактах 07.04.2023

    27-я Международная выставка бытового и промышленного оборудования для отопления, водоснабжения, инженерно-сантехнических систем, бассейнов, саун и спа Aquatherm Moscow состоялась 14-17 ...