16 сентября 2016 года Правительством Российской Федерации было принято
постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения,
работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к
товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам,
выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – постановление).
Данное
постановление предоставляет поставщикам товаров российского
производства 15-процентное ценовое преимущество при участии в закупках
государственных корпораций и компаний, государственных организаций и
организаций с государственным участием, субъектов естественных монополий
и организаций жилищно-коммунального комплекса.
На практике это
означает, что если поставщик российских отопительных приборов в своей
заявке на участие в закупке или в ходе торгов предложит цену
поставляемых товаров не более чем на 15 процентов больше, чем другой
участник закупки, предлагающий иностранные приборы отопления,
победителем в тендерных процедурах будет признан тот, кто предлагает
отечественную продукцию.
Прежде всего, важно определиться, на
какие закупки и каких именно организаций будет распространяться данное
ценовое преимущество для отечественной продукции?
Ценовое
преимущество будет предоставляться российской продукции при участии в
закупках организаций, на которые распространяется действие Федерального
закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223).
Таким
образом, 15-процентное ценовое преимущество, в частности, будет
предоставляться российским товарам при участии в закупках следующих
категорий организаций:
– государственные корпорации (к ним, в том числе, относится Фонд реформирования ЖКХ);
– государственные компании (такие как, Росавтодор);
– субъекты естественных монополий (например, ОАО «РЖД»);
–
организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере
электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации,
обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (в том числе,
все коммунальные организации, обеспечивающие теплоснабжение);
–
государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные
предприятия (в данных организационно-правовых формах действуют
практически все организации жилищно-коммунального обслуживания
населения, жилого фонда социального найма, служебного жилья и
общежитий);
– автономными учреждениями (многие учреждения образования, здравоохранения, области культуры и социальной сферы);
–
хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (включая
крупнейшие организации с госучастием из сфер нефтегазового комплекса,
электроэнергетики, транспорта, промышленности, военно-промышленного
комплекса, сельского хозяйства, банковской сферы и других секторов
экономики).
При этом общие объемы закупок данных организаций в
несколько раз превышают общие объемы государственных и муниципальных
закупок органов государственной власти и органов местного
самоуправления, осуществляемых в соответствии с требованиями
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44).
Так, по
данным мониторинга, проведенного Минэкономразвития России, если
суммарные объемы государственных и муниципальных закупок в рамках
контрактной системы по Федеральному закону № 44 в 2015 году составили по
объему размещенных заказов 6,6 трлн. рублей и по размеру заключенных
контрактов 5,3 трлн. рублей, то общие объемы закупок организаций в
рамках применения Федерального закона № 223-ФЗ, исчисляемые по суммарной
стоимости объявленных торгов составили 23,1 трлн. рублей, что почти в
четыре раза больше объемов госзакупок в рамках контрактной системы и
составляет почти 30% от ВВП страны. Общий объем закупок только одного
заказчика ОАО «НК «Роснефть» составляет более 4,5 трлн. руб. и
сопоставим с общим объемом закупок для обеспечения государственных и
муниципальных нужд. Такие объемы закупок влияют как на
макроэкономические показатели, так и на состояние конкуренции на
отраслевых рынках, отмечает Минэкономразвития России.
Особенно
привлекательным для российских производителей отопительных приборов
предоставление преимуществ при закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ
является по той причине, что регулируемые им организации в намного
больших объемах закупают отопительные приборы и имеют собственные
большие объемы строительства по сравнению с рынком госзакупок, где
больше закупается продукция для обеспечения собственных нужд и текущих
потребностей.
При этом следует отметить, что механизм
15-процентных ценовых преференций ранее был применен для государственных
и муниципальных закупок, но с одним существенным отличием.
В
рамках государственных и муниципальных закупок 15-процентное ценовое
преимущество предоставлялось российским производителям исключительно по
тем товарам, которые были включены в специальный перечень утвержденный
приказом Минэкономразвития России. Очень многие товары, включая
отопительные приборы в этот перечень не входят, в связи с чем по ним
15-процентная ценовая преференция российским производителям не
предоставляется.
В свою очередь, при предоставлении
15-процентного ценового преимущества российским товарам в рамках
рассматриваемого постановления и закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ
такой перечень товаров не предусматривается, а это означает, что
15-процентное ценовое преимущество в рамках данного регулирования
закупок будет предоставляться по всем видам российских товаров без
дополнительного формирования их перечней.
В то же время для
получения 15-процентного ценового преимущества в рамках рассматриваемого
постановления поставщику российских товаров необходимо будет заявить
(задекларировать) страну их происхождения. В случае отсутствия в заявке
участника закупки сведений о стране происхождения товар будет считаться
иностранным.
Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года,
что означает его применение ко всем закупкам по Федеральному закону №
223, извещение о проведении которых было размещено на специализированных
сайтах или приглашения об участии в которых были направлены начиная с
указанной даты или после нее.
Введение предусмотренной
постановлением меры нельзя не приветствовать. Особенно отрадно, что она
была введена оперативно, после того как в ходе визита Председателя
Правительства России Дмитрия Медведева в город Улан-Уде 7 сентября 2016
г., российским бизнес-сообществом была высказана соответствующая
просьба.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на ряд
рисков, связанных с реализацией постановления, которые могут возникнуть
на практике, в том числе на рынке отопительных приборов.
Во-первых,
данное постановление не требует предоставления участником закупки
документального подтверждения отечественного производства товара
(сертификата страны происхождения), что может создать почву для
махинаций недобросовестных лиц и различных злоупотреблений, когда «под
видом» отечественных товаров будут поставляться иностранные,
изготовленные в рамках так называемых «контрактных производств» по
заказам российских импортеров, прежде всего, на территории КНР.
Во-вторых,
многие субъекты закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ не закупают
отопительные приборы отопления непосредственно, а предоставляют это
право (делегируют полномочия) по закупкам отопительных приборов и других
строительных материалов и изделий своим подрядчикам (строительным
компаниям). В свою очередь, на частных строительных подрядчиков
требования постановления не распространяется, а они, безусловно,
заинтересованы в минимизации затрат, в том числе путем закупок наиболее
дешевых строительных материалов и изделий иностранного производства
(прежде всего, из КНР). Такая ситуация может существенно нивелировать
позитивный эффект от реализации постановления для российских
производителей отопительных приборов.
В-третьих, пункт 8
постановления содержит типовую и достаточно абстрактную оговорку о том,
что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения
ВТО по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На практике это
означает, что 15-ти процентное преимущество будет предоставляться и
отопительным приборам, происходящим из других государств – членов
Евразийского экономического союза, среди которых Республика Беларусь и
Республика Казахстан имеют некрупные производства алюминиевых и
биметаллических радиаторов отопления, и крупные предприятия по
изготовлению стальных и чугунных радиаторов отопления.
Кроме
того, из данной формулировки полностью не ясно, будут ли в рамках
применения постановления дискриминировать товары других государств –
членов ВТО, среди которых все крупнейшие поставщики отопительных
приборов на российский рынок (КНР и ЕС).
Видимо, такие товары
будут признаваться иностранными, поскольку иначе принятие постановления
просто не имело бы практического смысла, но в связи с этим указанные
государства – члены ВТО могут предъявить Российской Федерации претензии,
так как закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ однозначно не всегда
можно отнести к правительственным закупкам, по которым допустимы изъятия
из национального режима для иностранных товаров государств – членов
ВТО.
Однако, данный риск не столь катастрофичен, поскольку
рассмотрение споров в рамках ВТО, даже в случае их инициирования,
является весьма длительным и длиться годами, а окончательное решение
панели арбитров ВТО все равно не является безусловным для исполнения
государством-ответчиком, а лишь дает право на ответные меры в случае
неисполнения.
Остается надеяться, что данное постановление будет
применяться надлежащим образом и станет эффективной мерой развития
импортозамещения в целом и, в частности, на российском рынке потребления
отопительных приборов.
Статья предоставлена Ассоциацией производителей радиаторов отопления АПРО.