За последнее десятилетие объемы потребления чугунных радиаторов отопления в России существенно сократились – примерно в 4,5 раза и в количественном и в денежном выражении.
В середине 2000-х годов с ростом благосостояния наши граждане, следуя модным интерьерным тенденциям, стали осуществлять замену чугунных батарей на радиаторы отопления более современного дизайна (алюминиевые, биметаллические и др.). Кроме того, достаточно давно практически прекратилась установка чугунных радиаторов отопления в новостройках, а их замена по истечении срока службы стала производиться не на такие же чугунные батареи, а на радиаторы отопления других типов.
В результате за прошедшие десять лет доля чугунных секционных радиаторов на общем рынке потребления отопительных приборов снизилась с 25% до 4-5% и по количеству продукции, и по ее стоимости.
Вместе с тем следует отметить большую социальную значимость сектора производства и потребления чугунных радиаторов отопления для граждан и общества в целом.
Во-первых, чугунные радиаторы отопления являются наиболее доступными по цене для малообеспеченных категорий граждан, в жилье которых необходимо осуществить плановую замену отопительных приборов.
Во-вторых, чугунные радиаторы отопления в ряде малых городов и поселков городского типа являются оптимальным (а иногда и единственно возможным) вариантом для монтажа с учетом особенностей генерации тепловой энергии, а также конструктивной специфики и уровня износа тепловых сетей.
В-третьих, использование чугунных радиаторов отопления имеет достаточно широкое распространение в рамках программ капитального ремонта жилья, с момента постройки которого прошел длительный период времени.
Следует отметить, что за последнее десятилетие из 8 российских заводов, осуществлявших изготовление чугунных радиаторов, отопительные приборы по-прежнему продолжает производить только один – Нижнетагильский котельно-радиаторный завод. Остальные либо обанкротились в целом, либо прекратили выпуск данного вида продукции в связи с низкой рентабельностью (а иногда и убыточностью), а также с высоким уровнем ценовой конкуренции со стороны предприятий-производителей иностранных государств.
Лидером поставок чугунных радиаторов отопления в Россию является Республика Беларусь, а именно один ее крупнейший производитель – Минский завод отопительного оборудования, продукция которого занимает порядка половины всего рынка потребления чугунных радиаторов отопления в нашей стране.
Второе место на своем внутреннем рынке уверенно занимает Россия,
а точнее, единственный выживший производитель – Нижнетагильский котельно-радиаторный завод (с долей на рынке около 30%).
Кроме того, порядка 12 процентов рынка занимают китайские чугунные радиаторы отопления различных марок, а около 5 процентов чугунные радиаторы из Украины (марка ЛЛМЗ – Луганский литейно-механический завод).
В сравнительно незначительных объемах в Россию также поставляются чугунные радиаторы ретро-дизайна из Чехии, Турции и Германии, которые по ценовой категории относятся к премиум-сегменту.
Учитывая высокий уровень социальной значимости данного вида продукции, а также угрозу полной потери собственного производства чугунных радиаторов отопления в России считаем необходимым реализовать комплекс мер, принятие которых позволит обеспечить сохранение и развитие в нашей стране данной отрасли собственного производства.
В числе таких мер в качестве приоритетных и первоочередных можно отметить следующие.
Первое. С целью создания благоприятных условий для развития импортозамещения целесообразно определить долю затрат (степень локализации не менее 50%) в готовой продукции – чугунных радиаторах отопления, необходимую для признания такой продукции российской. Для реализации данной инициативы необходимо проработать вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам определения страны происхождения товаров. Такой подход позволит избежать ситуации, когда продукция, фактически произведенная за рубежом, будет позиционироваться как отечественная после совершения в отношении нее в России простейших сборочно-упаковочных операций.
Второе. Необходимо включить чугунные радиаторы отопления (наряду с другими отопительными приборами) в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В случае реализации данного подхода отечественным производителям радиаторов отопления достаточно будет однократно сертифицировать свое серийное производство по определенному модельному ряду, в то время как импортеры радиаторов отопления будут вынуждены сертифицировать каждую ввозимую в Российскую Федерацию партию радиаторов отопления (включая предварительный ввоз образцов и оплату проведения испытаний), что создаст для импортеров дополнительные временные издержки и финансовые затраты, предоставив легитимные конкурентные преимущества российским заводам-изготовителям.
Третье. Важным направлением поддержки отрасли могло бы являться предоставление поставщикам чугунных радиаторов отопления российского производства различных форм преференций при участии в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также в закупках хозяйствующих субъектов с государственным и муниципальным участием (включая закупки субъектов естественных монополий и организаций жилищно-коммунального комплекса).
Вместе с тем предоставление указанных преференций затруднено по ряду причин.
Так, все преференции, которые будут предоставлены российским предприятиям в рамках государственных и муниципальных закупок (например, 15-ти процентное ценовое преимущество) будут распространяться на их основных конкурентов – белорусских производителей, поскольку это предусмотрено нормами права Евразийского экономического союза об обеспечении в их отношении национального режима (то есть режима «как для своих») участия в государственных закупках.
Кроме того, для предоставления преференций при закупках на уровне нормативных правовых актов необходимо наличие на территории России нескольких производителей, а соответствие данному критерию обеспечить не представляется возможным, поскольку в нашей стране чугунные радиаторы отопления сейчас производит лишь один хозяйствующий субъект – Нижнетагильский котельно-радиаторный завод.
Единственным возможным вариантом остается решение в индивидуальном порядке вопроса об определении Нижнетагильского котельно-радиаторного завода единственным поставщиком продукции для определенных объектов или реализации конкретных проектов.
При этом позитивная практика реализации таких мер путем принятия распоряжений Правительства Российской Федерации имеет место. Например, в целях поддержки Брянского камвольного комбината данный завод на протяжении нескольких лет определялся единственным поставщиком обмундирования для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Также и последнее сохранившееся в России предприятие отрасли могло бы быть определено единственным поставщиком чугунных радиаторов отопления для нужд вооруженных сил: для монтажа в жилых и социальных объектах воинских частей.
Четвертое. Предлагается разработать проект федерального закона о внесении изменений в пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления в отношении такого вида продукции, как чугунные радиаторы отопления, сниженной (10%, а не 18%) ставки налога на добавленную стоимость (НДС).
Реализация данной инициативы позволила бы существенно сократить совокупный объем налоговой нагрузки на производителей чугунных радиаторов отопления, снизить себестоимость продукции, повысить конкурентоспособность, а возможно, даже сделать данный сектор привлекательным с инвестиционной точки зрения.
Таким образом, состояние отрасли производства чугунных радиаторов отопления можно обозначить медицинским термином «крайне тяжелое» и во избежание полной потери собственного отечественного производства данному сектору необходимы экстренные «реанимационные» меры со стороны государства.
Статья подготовлена экспертами АПРО.